популярно о природе звука

Музыка и техника

Во взаимоотношениях между техникой и музыкой (мы имеем в виду звуковые колебания, создаваемые солистами Скрипкаили оркестром) основная задача техники - донести до слушателя без всяких искажений всю прелесть и очарование музыкального произведения.

Необходимо остановиться на двух основных вопросах. Первый - архитектурная акустика, то есть технология проектирования и строительства концертных залов с хорошим звучанием; второй вопрос - воспроизведение звука - технология записи и восстановления исполнения музыкального произведения. Это создает возможность неоднократного прослушивания произведения в будущем. Но прежде чем обсуждать эти вопросы, расскажем о том, что нового внесла техника в создание музыкальных звуков.

В настоящее время при создании музыкальных произведений все чаще прибегают к помощи электроники. Различное нагромождение электронной аппаратуры, широко используемое сегодня в поп-музыке, подчас создает ощущение воя дикого зверя. Вычислительные машины и электронные звуковые генераторы начинают играть все возрастающую роль и в «серьезной» (симфонической) музыке, хотя, по мнению многих, то, что они создают, еще не является «настоящей музыкой». Но даже самые консервативные музыканты, по-видимому, должны признать, что развитие техники поможет улучшить качество звучания, тембр и увеличить частотную полосу обычных музыкальных инструментов.

Здесь следует напомнить, что величайшие мастера музыкальных инструментов были «артистами своего дела». Они постоянно экспериментировали, изменяли чертежи своих инструментов и технику их изготовления. Но даже такой инструмент, как скрипка, изготовление которого всегда было покрыто тайной, недавно удалось улучшить благодаря научным изысканиям. Хотя это и звучит еретически, но ряд изготовленных в настоящее время скрипок могут даже соперничать с инструментами, сделанными самим Страдивари. Полное одобрение Страдивари, вероятно, могло бы получить недавно изготовленное новое семейство музыкальных струнных инструментов. Их конструирование осуществлялось на основе последовательной акустической теории. Такой подход является наиболее разумным, так как связан с более детальным анализом всех конструктивных особенностей инструмента. Эти инструменты спроектировал и изготовил ведущий американский специалист в области акустики скрипок Фредерик А. Саундерс.

В 1958 году вместе с Хатчинс он начал конструирование восьми инструментов семейства скрипок различных размеров и с разными диапазонами частот, причем их суммарный диапазон частот покрывает всю частотную полосу, обычно используемую в музыке. После смерти Саундерса с помощью друзей и сотрудников по работе Хатчинс удалось закончить работу. В 1966 году в Гарварде на собрании Американского акустического общества состоялся первый концерт с участием этих восьми инструментов, посвященный Саундерсу. Все инструменты (дискант, сопрано, меццо, альт, тенор, баритон, малый бас и контрабас) были построены на основе резонансного выделения соответствующих частот, что придавало тону нужное качество и окраску. Как сами инструменты, так и концерт имели большой успех. Без сомнения, в дальнейшем применение научных методов при проектировании и изготовлении новых семейств музыкальных инструментов будет более глубоким.