популярно о природе звука

Шум транспорта

Наилучшим техническим решением проблемы шума уличного движения было бы создание бесшумного движения Шум транспортапотока транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания и разработка новых типов дорожно-транспортных систем. Разумеется, об этом значительно легче сказать, чем сделать. В настоящее время такое решение проблемы шума является нереальным. Кое-что в этом отношении делается. Так, в США большой дизельный грузовик заменили более эффективным газотурбинным, создающим значительно меньше шума. Аналогичную замену пытаются осуществить и в Англии. Некоторые западногерманские автомобильные фирмы начали ставить на автомобили менее шумящий, чем обычный, роторный двигатель Ванкеля. Он также является двигателем внутреннего сгорания, и ему свойственны все шумовые недостатки последнего, но вследствие значительно меньшего количества движущихся частей он шумит слабее.

Большие надежды возлагаются на паровые и электрические автомобили. Идея построения таких автомобилей возникла много раньше создания автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, и в последние годы шансы первых в соревновании с обычными автомобилями значительно возросли. По своему устройству паровые и электрические двигатели значительно проще двигателей внутреннего сгорания. Кроме того, они, особенно электродвигатели, почти бесшумны. В настоящее время уже имеются реальные перспективы для строительства паровых автомобилей и электромобилей: существуют высокоэффективные котлы и теплообменники, которые можно ставить на паровые автомобили, и легкие электрические батареи с большой емкостью, способные выполнять роль источника энергии для электромобилей. По-видимому, в недалеком будущем мы увидим такие автомобили. Но если наступит день, когда наши дороги заполнятся тихо шуршащими паровыми и электрическими автомобилями, то может случиться, что общественное мнение, ныне ратующее за их появление, будет выступать уже не против шума, а против загрязнения окружающей среды отработанным паром.

Но пока такой день не наступил, контроль за шумом дорожного транспорта и борьбу с этим шумом следует осуществлять с помощью соответствующих технических средств и опираясь на законы, запрещающие допуск шума в места, где он особенно вреден (в частности, в жилые дома). Помимо ограничительного законодательства, существуют три пути снижения шума в домах: во-первых, строительство домов вдали от автострад, причем на таком расстоянии, когда допустимый уровень шума достигается за счет его естественного уменьшения с расстоянием; во-вторых, использование для сооружения домов таких звуконепроницаемых материалов, которые обеспечивают допустимый уровень шума, и, в-третьих, строительство вдоль автострад «акустических заборов», создающих «звуковую тень» и гарантирующих тем самым в соседних с ними домах допустимый уровень шума. И опять-таки, рассматривая проблемы шума, мы сталкиваемся с таким неопределенным понятием, как допустимый. В предыдущей главе мы уже обсуждали его значение, когда говорили об индексе шума дорожного движения. Допустимый уровень шума - разумный стандартный уровень в повседневных городских условиях, не вызывающий неприятных раздражений, - оцененный по индексу шума дорожного движения, должен равняться 74 дБ. Вооружившись такой количественной, хотя и субъективной мерой, можно выбирать места для строительства новых жилых домов, а также предпринимать необходимые меры для устранения недостатков звукоизоляции.

И наконец, последний, наименее эффективный способ понижения шума уличного движения - это законодательство, ограничивающее чрезмерный шум. Во многих странах оно принято. В некоторых из них допустимые уровни шума установлены на основе субъективных показаний автоинспекторов, в других -использованы результаты измерений, произведенных с помощью приборов.

Однако такие законы пока ещё не сыграли существенной роли, так как они слишком мягки и недостаточно четко сформулированы. Действительного уменьшения шума уличного движения можно добиться не с помощью законодательства, а путем тщательного планирования строительства новых магистралей и жилых домов (пользуясь критерием Лэнгдона и Гриффитса) и радикально нового подхода к конструированию транспортных средств.